Историческая справка
   Cо времён античности воск использовался в различных целях: для консервации мумий, как защитное средство, которым покрывали картины. Древние римляне делали восковые слепки с лиц умерших, держали дома портреты друзей, выполненные в воске. В средние века фигуры из воска ставили в церквях и капеллах.
   Но первый кабинет восковых фигур появился в Париже, когда доктор Кюрте сделал из своей частной коллекции маленький музей.
   Поздней осенью 1776 года во многих местах Парижа можно было увидеть большие афиши, выполненные от руки, гласившие: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюрте! Потрясающая выставка! Все фигуры как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский - господин министр Фулон - философ Руссо - поэт Мольер и многие другие !".
   Успех этого шоу превзошёл все ожидания. Люди выстраивались в огромные очереди перед кассой. А в кассе сидела Мари Гросхольтц, которая в последствии станет известна миру как мадам Тюссо.
   Мари Гросхольтц родилась в 1761 году в Страсбурге в семье швейцарца-гравёра. После смерти отца её мать снова вышла замуж, и девушку стали звать Мари Саверни. Овдовев вторично, матушка нашла себе работу экономки в доме Филиппа Кюрте, специалиста по гипсово-восковым изделиям.  Кюрте, обнаружив у Мари художественные способности, взял её в подмастерья. Талантливая ученица проявила себя не только в создании схожих с оригиналом восковых изображений, но и придумала наряжать вылепленные фигуры реальных людей в соответствующие костюмы.
   Так и появилась галерея Кюрте, слух о которой дошёл до королевского двора, и Людовику XIV были представлены восковые портреты монарха и придворных. Король был восхищён собственным портретом и для большего сходства пожертвовал авторам свой мундир и один из орденов. А молодая художница вышла замуж за королевского гравёра Тюссо. Под этим именем мадам и вошла в историю.
   В годы Великой французской революции супруги выставили на Монмартре фигуры её вождей, снимали посмертные маски с казненных аристократов и экспонировали на выставке действующую модель гильотины с восковыми осуждёнными. В разгар террора Мари едва избежала ареста, зато после переворота 9 термидора она преуспела, создав впечатляющую картину казни Робеспьера "Смерть тирана". После смены власти Тюссо, обвинённые в революционной пропаганде, были вынуждены бежать в Лондон. Семейство долго кочевало со своими творениями по ярмаркам королевства, пока накопилось достаточно денег, чтобы осесть в столице и открыть в 1835 году знаменитый Музей, который пополнил ряд достопримечательностей Лондона.
   Первые полвека Музей располагался на Бейкер-стрит, а экспозиция состояла из трёх десятков фигур, которые "жили" не более двух лет. Только после смерти мадам в 1850 году её сыновья открыли способ закрепления воска, что позволило постоянно расширять коллекцию и значительно продлить срок жизни экспонатов.
   В настоящее время технология создания восковых фигур не претерпела значительных изменений, но появились более широкие возможности использовать новые материалы, такие, как искусственный кожный покров или пластик для имитации глаз и ногтей. Для достоверности создания духа эпохи теперь используются не только костюм, интерьер, но и компьютерное моделирование голоса и шумового сопровождения, анимация для создания задних планов композиций и движение самих фигур.
   За время своего существования Музей неоднократно горел, перестраивался, претерпел много изменений. Современный потомок мадам - Бернард Тюссо отреставрировал комплекс и прибавил к нему планетарий.
   В 1970 году в Амстердаме был открыт первый филиал лондонского музея.
   В настоящее время существует 12 филиалов Музея мадам Тюссо: в Амстердаме, Бангкоке, Берлине, Блекпуле, Голливуде, Гонг Конге, Лас Вегасе, Нью Йорке, Шанхае, Сиднее, Вашингтоне и Вене.