ВЛАДИМИР Великий

(960 - 1015)

великий князь киевский, креститель Руси

Князю Владимиру Святославовичу принадлежит исключительное место в отечественной истории. В его правление на Руси восторжествовало христианство, и она вошла в число наиболее могущественных держав средневекового мира.

Владимир родился около 960 года. Его матерью была Малуша, ключница дворца Ольги, пользовавшаяся полным доверием княгини. В юные годы Владимир получает в управление Новгород, поскольку великокняжеский престол предназначается явно не ему.

После расширения влияния Киева и гибели Святослава и Олега, Владимир, опасаясь за собственную жизнь, в 972 году бежит в Швецию. При королевском дворе он прожил около двух лет. Тут он женится на знатной варяжке Олаве. В 978 году Владимир возвращается в Новгород. Чтобы усилить свои позиции, он сватается к Рогнеде, отец которой властвовал на всей территории современной Беларуси. После отказа в оскорбительной для молодого князя форме, разгневанный Владимир захватывает Полоцк и насильно берет Рогнеду себе в жены. От этого брака родились четверо сыновей и две дочки.

В 980 году Владимир утверждается в Киеве, где на первых порах ведет себя как ревностный язычник, противник и гонитель христиан.

В результате войн и дипломатических усилий Владимира во второй половине 80-х годов Х в. на всем пространстве Киевской Руси воцарился мир. Однако эти успехи, обилие жен (двух чешек и болгарки), наложниц и детей не удовлетворяли духовных запросов великого князя. Не был он доволен также и первобытным язычеством с его суровыми божествами и кровавыми культами. Став князем в Киеве, где при Ольге христианство завоевало ведущие позиции в среде городской знати, Владимир вынужден был считаться с его влиянием. Выслушивая проповедников различных религий, он советуется со своими боярами, отправляет посольства в разные страны, чтобы узнать, какие народы достойнее поклоняются Богу, какой религии отдать предпочтение.

В конечном счете, выбор Владимира пал на византийское христианство, хорошо знакомое ему с детских лет и исповедавшееся представителями влиятельной христианской общины столицы. Доподлинно время и обстоятельства крещения самого Владимира не известны: по одним сведениям он крестился 987 году в Василькове или Киеве; по другим - в 988 году в Корсуне (Крым). Не исключено также, что еще в младенчестве сама Ольга крестила внука.

В 989 году Владимир приказывает разрушить помпезное языческое капище перед княжеским дворцом, а идол Перуна, привязав к хвостам коней, протащили по Боричеву спуску и бросили в Днепр. Затем настала очередь крещения киевлян, в основном простого люда, еще остававшегося верным язычеству.

Принятие христианства и мудрая государственная политика второй половины княжения Владимира способствовали усилению международного авторитета Киевской Руси. Через браки детей Владимир породнился со многими христианскими правящими домами, а его послы посещали такие отдаленные страны, как Египет.

Владимир открыл новую эру в истории восточных славян и заложил прочный духовный фундамент истории Украины, Беларуси и России. За эти заслуги церковь признала его святым и равноапостольным. А народ свое отношение к этому князю выразил в уважительном былинном прозвище - Владимир Красное Солнышко.

В 1014 г. один из сыновей Владимира Ярослав, посаженный отцом княжить в Новгороде, отказался платить Киеву положенную дань. Владимир начал готовить поход против непокорного сына, но 15 июля 1015 г. он скончался. Его смерть послужила началом кровавой распри, победителем из которой вышел Ярослав.